На века: современные технологии сварки металла позволят застройщикам экономить миллиарды

Изменение цен на металл оказывает огромное давление на строительную отрасль, особенно в последнее время, когда застройщики нуждаются в большем количестве металлоконструкций, а рынок проката сталей стал еще волатильнее, чему способствовали общемировая ситуация, курс Китая на модернизацию отрасли и связанные с пандемией ограничения. В уходящем году задача по сдерживанию роста цен потребовала даже принятия решения на правительственном уровне — осенью были введены заградительные пошлины на экспорт металла.

О том, как прожили 2021 год металлургические компании, о их успехах и достижениях, сложностях и прогнозах «Стройгазете» рассказал эксперт рынка металлоконструкций и сварки сталей, основатель завода металлических конструкций МАМИ Александр ЦАРЕВ.

«СГ»: Александр Валерьевич, как непосредственный участник рынка переработки металла, расскажите, с какими трудностями столкнулась отрасль в уходящем году.

Александр Царев: Пандемия и общая нестабильная ситуация оказали колоссальное влияние на рынок: остановились металлообрабатывающие предприятия по всему миру, в том числе и в Китае — мировом лидере на рынке металлопроката, раскручивалась инфляция, после запуска предприятий и восстановления экономики подскочил спрос. Все это привело к росту цен на металлопродукцию, вызвавшему у нас массу проблем: стоимость металла составляет порядка 6070% нашей себестоимости — это основное сырье для нашего производства.

Для стабилизации цен на металлопрокат правительство России установило в декабре 2020 года заградительные экспортные пошлины, которые в мае 2021 года были еще повышены. Введение пошлин позволило притормозить рост цен на металл, но тем не менее с 1 октября в России цена 12-миллиметровой арматуры увеличилась на 39% — до 79,25 тыс. рублей за тонну с НДС.

«СГ»: Как нестабильность рынка отразилась на вашем заводе?

А.Ц.: Рост стоимости металла мы можем переложить только на заказчика, неохотно идущего на увеличение цены контракта. Данная ситуация потянула за собой повышение цен и на остальную используемую нами продукцию: мы ощутили подорожание азота и кислорода, а кислород еще приходилось и ждать к поставке: в первую очередь он шел в учреждения здравоохранения. С конца июня по октябрь стоимость стали на мировом рынке выросла примерно на 8%, что сказывается и на нашем рынке. Понимая это, мы разработали предложения для заказчиков по минимизации рисков. Так мы сумели отреагировать на изменения рынка стали, отработать возможные проблемы с нашими заказчиками заранее, благодаря чему мы в сентябре принимали заказы на конец декабря.

«СГ»: По вашим прогнозам, стоит ли ожидать стабилизации цен на металлоконструкции в 2022 году, и что могло бы повлиять на это?

А.Ц.: Цены на металлические изделия и цены на металл имеют разную динамику; изделия обычно дорожают быстрее, поскольку включают также цену переработки и имеют свою добавленную стоимость. И если цена металла иногда корректируется, то стоимость изделий уверенно растет, и тут вряд ли возможно падение. К тому же инфляция будет подстегивать рост цен как на сам металл, так и на его переработку. Пик цен 2021 года пришелся на конец декабря, и я не вижу сценариев ценового падения. Возможно, по стоимости металла будут корректировки, но по изделиям — точно нет. Думаю, есть два наиболее вероятных варианта развития ситуации. Первый связан с дальнейшими попытками государства участвовать в регулировании цен на металл, но в этом варианте присутствует значительное влияние мировых цен; по оценкам же многих аналитиков, в 2022 году ожидать их снижения не стоит: они в лучшем случае останутся на уровне 2021-го, а стабилизацию мы увидим не ранее второго полугодия. Второй вариант — находить новые пути оптимизации стоимости металлоконструкций в привязке к общим задачам строительства.

«СГ»: Ваше предприятие принимает активное участие в московских проектах реновации. Могли бы вы рассказать подробнее о том, какие здания реконструировали с вашей помощью и почему именно вашу компанию выбрали заказчики?

А.Ц.: Да, у нас были успешные проекты: например, проект опор пешеходного моста в историческом центре Москвы, который был разработан автором Центра Помпиду в Париже, итальянским архитектором Ренцо Пиано (Renzo Piano), и реконструкция Центра современного искусства ГЭС-2 в здании бывшей московской электростанции на Болотной набережной. По его задумке основания опор получались очень воздушными — и в то же время они должны воспринимать основную нагрузку от стоек моста. Подобное изделие из цельного металлического куска практически невозможно было выполнить в России. Мы предложили решение: сварить опору из нескольких частей и повысить класс прочности стали. Возникли две трудности: во-первых, наши металлурги не изготавливали ранее металла такой толщины и прочности; во-вторых, для данных характеристик металла нужна была новая технология сварки. К счастью, благодаря сотрудничеству с крупнейшей металлургической компанией мы получили металлические пластины с нужными характеристиками. Почти месяц мы отрабатывали собственную технологию сварки — и достигли необходимых показателей. Таким образом нам удалось воплотить в жизнь задумку Ренцо Пиано.

Но на этом наше сотрудничество с архитектором не закончилось. Ренцо Пиано создавал в Москве из старой электростанции ГЭС-2 Центр современного искусства, необходимо было сохранить исторические пространства и при этом сделать уникальный современный объект. Мы реставрировали несущий металлокаркас. Требовалось сберечь исторические формы и колонны, одновременно увеличив на них нагрузку. Эта непростая задача осложнялась тем, что нужно было использовать те же технологии и марку стали, что и более столетия назад. Для реконструкции ГЭС-2 мы снова выбрали уникальное решение и использовали новую технологию сварки высокопрочного металла. Реализация проекта длилась более двух лет.

«СГ»: Как современные технологии могут снижать себестоимость строительства?

А.Ц.: Российские металлурги ведут работу по улучшению качества стали и освоению новых марок, мы же принимаем в ней активное участие. К примеру, основные производители в последнее время предлагают марки стали с более высокими прочностными характеристиками. Да, безусловно, такие стали дороже, их производство требует более высокой квалификации и экспертизы производителя. Здесь нужно рассматривать стоимость комплексно. Например, при переходе от стали класса С245, чаще всего использующейся в строительстве, к стали класса С440 можно сократить металлоемкость на 7-15%. Если посмотреть еще шире, то мы увидим, что данное решение помимо снижения металлоемкости, которое может нивелироваться большей стоимостью металлоконструкций, позволяет высвободить дополнительные квадратные метры полезной площади объекта, так как сечение каркаса будет меньше. А цена продажи квадратного метра растет быстрее стоимости стали.

В России большой потенциал невостребованных решений, остающихся без внимания в силу консерватизма правовых норм, подходов производителей и проектировщиков. Я всегда стараюсь найти оптимальные решения в реализации потребностей своих клиентов. Сегодняшний рынок способствует этому. Совместно с металлургами и ведущим проектным институтом мы освоили сварку высокопрочных сталей и успешно применили ее в ряде проектов, благодаря чему проекты были реализованы в изначально задуманном виде, а наша команда была удостоена нескольких наград. Мы понимаем: производитель должен выполнять работы для заказчика не только исходя из собственных производственных возможностей, но и помогая ему решениями, минимизирующими последствия волатильности рынка. Это приносит выгоду всем: нам как производителю — в развитии и загрузке предприятия, заказчику — экономически, металлургам — в прокатке более дорогих сталей. А потребитель в итоге получит долговечное высококачественное здание с использованием передовых технологий.

Кстати:

Один из заказов завода МАМИ — металлоконструкции для башни «Эволюция» (Evolution Tower) в «Москве-Сити». Требования были высокие: фактурные поверхности из нержавеющей стали и сложные по архитектуре конструкции, которые должны решать две противоположные задачи: сохранять изящную и легкую форму внешне, при этом выдерживая большую нагрузку. В этом проекте применялись новые технологии сварки высококоррозионностойких сталей, благодаря которым удалось и воплотить смелую задумку архитектора, и создать надежный объект.